Курсы повышения квалификации

специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьями

Стартовал проект "Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьям", реализуемый Благотворительным Фондом "Даунсайд Ап" downsideup.org/ при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов.

Срок реализации проекта с 01.02.2021 по 31.07.2022.

Основные мероприятия по проекту:

  • Уточнение информации о состоянии дел в целевых регионах проекта
  • Дистанционные лекции и вебинары для специалистов целевых регионов
  • Обучающие мероприятия и консультации для родителей (в основном дистанционные), онлайн мероприятия для семей (педагогические, психологические, по социализации и т.д)
  • Вебинары по вопросам институционального развития: управление проектами, планирование финансов, измерения результатов деятельности и другие
  • Информирование государственных структур и общественности по вопросам развития и социализации детей с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями
  • Пересылка комплектов литературы в целевые регионы проекта
  • Проведение оценки результативности проекта
  • Проведение Круглого стола

ККОО ЦПСВДОР "ДЕТИ ЛУЧИКИ" -региональный координатор данного проекта в Краснодарском крае. Приглашаем образовательные организации Краснодарского края, работающими с детьми с синдромом Дауна к сотрудничеству. Подать заявку на обучение сотрудников можно по эл. почте deti-luchiki@mail.ru

Продолжается прием заявок от государственных образовательных учреждений Краснодарского края, работающих с семьями, воспитывающих детей с синдромом Дауна.

Цель проекта:

  • В фокусных регионах проекта специалисты, оказывающие поддержку семьям, где воспитываются дети с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, получат возможность применить в своей работе подходы и методики, позволяющие таким детям социализироваться в общественном пространстве в раннем, дошкольном и школьном возрасте с учетом местных особенностей и условий.

Задачи проекта:

  • Специалисты, работающие с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, в государственных и негосударственных организациях обладают профессиональными компетенциями для оказания качественных услуг семьям.
  • Родители понимают и реализуют свою ответственность за успешное развитие детей с ментальными особенностями (ответственное родительство).

Организации, которые посещают дети с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, демонстрируют устойчивость услуг благополучателям.

В январе 2021 года Благотоврительный Фонд Даунсайд Ап совместно с региональными организациями провел всероссийский опрос семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. 77 семьи из Краснодарского края ответили на вопросы. Из опроса следует, что только 7 семей чувствуют себя абсолютно уверено, что смогут дать необходимые знания, умения, навыки ребенку с синдромом Дауна. Остальным семья не хватает педагогических знаний, родительских компетенции, сил, времени. 65 семей ответили, что не хватает помощи и поддержки специалистов. Особенно остро проблема квалифицированной помощи стоит в маленьких городах и станицах края.

Проект "Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьям", реализуемый Благотворительным Фондом "Даунсайд Ап" при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов поможет улучшить ситуацию с нехваткой компетентных специалистов в Краснодарском крае.

Продолжаются мероприятия в рамках проекта "Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьям", реализуемый Благотворительным Фондом "Даунсайд Ап" при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов

Новые вебинары апрель-июнь 2021. Вебинары проходят бесплатно для слушателей.

"СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"

  1. Процесс работы сенсорной интеграции и сенсорные системы.
  2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции
  3. Причины нарушения сенсорного развития
  4. Основные принципы вмешательства в терапии сенсорной интеграции
  5. Описание оборудования для терапии сенсорной интеграции

"Логопедические приёмы и методики для формирования речи у детей с ОВЗ"

  1. Психологические особенности детей с ОВЗ
  2. Основные компоненты формирования речи
  3. Взаимодействие специалистов
  4. Краткое описание приёмов и методов в развитии речи
  5. Видео - примеры, разбор видео

«Опыт инклюзивного образования в детском саду и школе». «Опыт организации класса для детей с множественными нарушениями в развитии в общеобразовательной школе».

На вебинаре мы подробно познакомим слушателей с моделью автономного класса на базе общеобразовательной школы в одном из небольших городов России. Уникальность этого проекта в организации сотрудничества школы и центра социального обслуживания в работе с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии. Также ведущий поделится программами, технологиями работы с детьми. Расскажет, как организовать взаимодействие с органами власти, привлечь помощь НКО. Поговорим о наших общих проблемах, находках и перспективах развития, пригласим слушателей к сотрудничеству.

«Формирование учебного поведения у детей с особенностями развития». «Развитие личности и когнитивных функций детей с ОВЗ через творчество на примере обучения игре на музыкальных инструментах и литературно-театральных занятий в автономном классе».

Вебинары проходят в рамках проекта «Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьям», реализуемый Благотворительным Фондом «Даунсайд Ап» при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов

В рамках проекта "Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьям", реализуемый Благотворительным Фондом "Даунсайд Ап" при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов получили 20 комплектов замечательных книг. А это 130 экземпляров! Часть книг пополнят нашу библиотеку специальной литературы, а часть уедут в организации, работающие с детьми с синдромом Дауна.

21 сентября стартовал курс повышения квалификации «Развитие, воспитание и обучение детей раннего возраста с синдромом Дауна».

Данный курс ориентирован на широкий круг специалистов, которые работают с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития, и их семьями. Материал лекционно-семинарских занятий будет полезен не только в работе с детьми с синдромом Дауна, но также и с другими особенностями развития, поскольку очень многое из практических приемов, используемых специалистами Даунсайд Ап, отлично подходит для работы с достаточно широким кругом детей с ОВЗ. В курсе будут рассмотрены существующие модели ранней помощи, дан краткий анализ того, какие из них являются наиболее эффективными и почему. Специалисты Даунсайд Ап расскажут, как планировать работу с семьей в рамках семейно-центрированной модели ранней помощи. Далее, слушатели познакомятся с особенностями развития детей с синдромом Дауна, узнают о сильных и проблемных сторонах их развития, рассмотрят процесс составления программы развития ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.

Затем будут рассмотрены закономерности развития общения и речи в раннем возрасте и особенности формирования навыков общения у детей с синдромом Дауна первых лет жизни. После этого речь пойдет об особенностях развития крупной и мелкой моторики детей с синдромом Дауна. Кроме того, специалисты фонда расскажут о развитии ребенка в повседневной жизни и применении компетентностного подхода. Завершат курс вебинары, посвященные практическому опыту проведения очных и заочных индивидуальных консультаций семьи ребенка раннего возраста, а также занятий группы детско-родительского взаимодействия для семей с детьми младше трех лет.

Курс будет проводиться в дистанционном формате и состоять из цикла вебинаров с контрольными вопросами для слушателей. Вебинары будут сопровождаться обширным видеорядом, иллюстрирующим практическую работу специалистов Даунсайд Ап. Участники, успешно выполнившие промежуточные и итоговые задания получат удостоверение о повышении квалификации. Объем курса 42 часа.

Продолжается проект "Повышение квалификации специалистов, работающих с детьми с синдромом Дауна и другими ментальными нарушениями и их семьям", реализуемый Благотворительным Фондом "Даунсайд Ап" при финансовой поддержке Фонда Президентских грантов. Приглашаем государственные учреждения Краснодарского края принять участие. Запись по эл.почте deti-luchiki@mail.ru

Состоится вебинар "Мелкая моторика. Формирование навыков мелкой моторики с рождения до ¾ лет" На вебинаре Вы узнаете о сильных и проблемных сторонах развития мелкой моторики, предпосылках, необходимых для развития мелких движений. Особое внимание будет уделено подбору игр и игрушек с точки зрения онтогенеза развития ребенка. Вы познакомитесь с методами и приемами, позволяющими развивать навыки мелкой моторики в игре, в быту, в процессе познавательной деятельности.

10 Декабря Время: 13:00 - 15:00. Вебинар "Использование методики «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей: начальный этап работы"

На вебинаре вы узнаете, на каком принципе основана методика «Нумикон». Также вы узнаете, как правильно построить работу с детьми с применением Нумикона, с чего начать, какие игры использовать на подготовительном этапе: как использовать Нумикон в сенсорных играх, в изобразительной деятельности, в сюжетных играх и конструировании, как различать формы Нумикона зрительно и на ощупь. В процессе вебинара будет показано большое количество видео.

Зарегистрироваться на вебинар

17 Декабря Время: 13:00 - 15:00 Вебинар "Использование методики «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей: математические игры"

На вебинаре вы узнаете, как с помощью Нумикона можно показать основные свойства натуральных чисел, построить числовой ряд, увидеть разницу между четными и нечетными числами, наглядно показать сравнение, сложение, вычитание, умножение и деление. Вы узнаете, как сформировать у ребенка представление о числе и, по возможности, перейти к устному счету на основе сформированных представлений. В процессе вебинара будет показано большое количество видео.

Зарегистрироваться на вебинар

22 Марта 15:00 - 17:30. Прямой эфир "Ранняя помощь семье: как взаимодействие родителя и специалиста помогает развитию ребенка с синдромом Дауна". Мероприятие приурочено к 21 марта, Международному дню человека с синдромом Дауна

И проводится в рамках Года информирования о ранней помощи при поддержке Фонда президентских грантов, Альянса «Ценность каждого» и Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи. Для широкого круга слушателей- родителей, специалистов, чиновников, представителей общественных организаций и родительских сообществ. Спикеры - Жиянова П.Л., эксперт, ведущий специалист, преподаватель Образовательного центра «Даунсайд Ап», представители родительского сообщества. Модератор - Нечаева Т.Н., директор Центра сопровождения семьи

На прямом эфире мы затронем следующие темы:

  • Почему помощь должна быть «ранней». Как влияет наличие/отсутствие ранней помощи на развитие ребенка и состояние родителя
  • Какие направления поддержки семьи включает в себя ранняя помощь
  • Что значит «междисциплинарная поддержка», как она реализуется на практике. Партнерство помогающих организаций.
  • Особенности обучения и воспитания ребенка раннего возраста. Ведущая роль семьи и консультативная помощь специалиста. Формы взаимодействия специалиста и родителей.
  • Какое значение для семьи имеет ранняя помощь. Взгляд родителей.

Мероприятие проходит на платформе Zoom. Ссылка на регистрацию

Дата: 28 Марта Время: 11:00 - 12:30. Вебинар "Подготовка заявки на целевое финансирование". Ведущий Боровых А.

Участники будут иметь возможность обобщить свои знания о написании заявки на целевое финансирование (грант), о формате и содержании пакета документов, требованиях некоторых доноров и критериях оценки. Вебинар проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов для целевых регионов: Краснодарский край, Приморский край, Крым, Вологодская область, Москва и Московская область.

Зарегистрироваться на вебинар

29 марта 2022 г с 12.00 до 13.30. Вебинар «Что необходимо знать родителям о зубах и патологиях прикуса у детей с синдромом Дауна. Вредные привычки”

На вебинаре детский стоматолог, логопед, миофункциональный терапевт Пузикова Ольга Юрьевна расскажет о вредных привычках детей с синдромом Дауна, которые негативно влияют на зубо-челюстную систему, рост и развитие ребенка, и могут привести к нарушению работы мышц, неправильному пережевыванию пищи, нарушений осанки и многим другим проблемам.

На встрече вы узнаете:

  • Какие существуют вредные привычки у детей с синдромом Дауна и какие последствия они могут иметь для развития ребенка
  • Как их вовремя заметить и скорректировать
  • Какая профилактика развития аномалий существует

Доктор подскажет наиболее рациональные способы устранения и коррекции привычек, а также поделится практическими навыками по формированию смыкательного рефлекса (закрытой позиции рта), развитию носового дыхания, тренировке жевания.

Также эксперт подробно расскажет о:

  • Функции зубов
  • Особенностях развития зубочелюстной системы
  • Периодах формирования молочных и постоянных зубов
  • Сроках прорезывания зубов
  • Причинах аномалий развития прикуса, вариантах нарушений прикуса

Встреча будет полезна и интересна как родителям детей с синдромом Дауна, так и специалистам немедицинского профиля, работающим с детьми с особенностями развития. Встреча пройдет на площадке Zoom, также эфир будет транслироваться на страницах социальных сетей фонда.

Чтобы принять участие во встрече и иметь возможность задавать свои вопросы эксперту необходимо зарегистрироваться

7 апреля 2022

Вебинар «Гигиена полости рта и уход за зубами и языком»

На этой встреча речь пойдёт о профилактике кариеса зубов. Какие виды профилактики существуют. Что можно делать дома, а что на приеме у стоматолога или гигиениста. Правильный приём пищи - как это важно! Правила культуры употребления углеводов. Гигиена полости рта. Средства (зубные пасты, порошки, элексиры, ополаскиватели) и предметы (зубные щётки, нити, зубочистки, ершики, ирригаторы) гигиены. Уход за языком. Основные правила чистки зубов. Практические рекомендации.

Встреча будет полезна и интересна как родителям детей с синдромом Дауна, так и специалистам немедицинского профиля, работающим с детьми с особенностями развития.

Вебинар пройдет в формате zoom-конференции. Зарегистрироваться можно по ссылке.

Ведущий вебинара: Пузикова Ольга Юрьевна - Ведущий детский стоматолог, логопед, миофункциональный терапевт.

17 мая 2022

Круглый стол «Подготовка специалистов ранней помощи.

Результаты исследования о потребностях семей. Основные проблемы и трудности подготовки специалистов». Мероприятие проводится в рамках Года информирования о ранней помощи при поддержке Фонда президентских грантов, Альянса «Ценность каждого» и Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи. Для широкого круга слушателей- родителей, специалистов, чиновников, представителей общественных организаций и родительских сообществ.

Спикеры- Жиянова П.Л., эксперт, ведущий специалист, преподаватель Образовательного центра «Даунсайд Ап», Боровых А.Э, директор Отдела стратегий БФ «Даунсайд Ап». Приглашаем всех желающих поделиться своим опытом в рамках «Открытого микрофона». Модератор- Нечаева Т.Н., директор Центра сопровождения семьи

Программа эфира:

15.00 — 16.30

Жиянова П.Л. Вебинар «Подготовка специалистов ранней помощи. Опыт БФ «Даунсайд Ап».

  1. Эффективная модель ранней помощи: новый подход
  2. Развитие ребенка раннего возраста. Кто его «учит»
  3. Сопровождение семьи и программа развития ребенка
  4. Обучение специалистов- опыт образовательного центра БФ «Даунсайд Ап»
16.30 — 16.45

Боровых А.Э. Результаты опроса «Исследование потребностей семей, в которых воспитывается ребенок с синдромом Дауна»

16.45 — 17.30

Круглый стол в формате открытого микрофона: «Проблемы подготовки специалистов. Трудности, с которыми сталкиваются специалисты. Возможные пути решения» (Ограничение времени по выступлению 5-7 минут). Мероприятие проходит на платформе Zoom (Регистрация). Организатор - НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

6 июня 2022

Обучение специалистов

Методические рекомендации по разработке и проведению курсов повышения квалификации

Методические рекомендации содержат краткие сведения об организации разработки и проведения учебных курсов, охватывающих тематику, ассоциированную с вопросами, касающимися синдрома Дауна и практической работы с детьми и взрослыми с этим синдромом. Опыт Образовательного центра Даунсайд Ап по проведению обучающих мероприятий может быть полезен при организации работы, направленной на обучение специалистов-практиков психолого-педагогического профиля, социальных работников и сотрудников НКО, работающих как с данной нозологией, так и с другими категориями людей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.

Разработка курсов повышения квалификации (опыт Образовательного центра Даунсайд Ап.)

Все больше профессионалов и родителей понимают необходимость профессиональной, комплексной поддержки семьи и ребёнка в контексте семьи. Для эффективного осуществления помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития требуется все больше специалистов владеющих знанием особенностей детей, новейшими технологиями их обучения и воспитания и, что не менее важно, владеющими навыками поддержки семьи особого ребёнка в целом.

Многолетний опыт практической работы с семьями, который проанализирован и описан в книгах и брошюрах, опубликованных Благотворительным фондом «Даунсайд Ап», а также возможность адаптации и использования опыта отечественных и зарубежных специалистов, позволили нашей организации успешно осуществлять не только практическую помощь семьям, но и выполнять функции Образовательного центра. Многие годы «Даунсайд Ап» осуществляет обучение специалистов, разрабатывая и проводя лекции, семинары и курсы повышения квалификации.

Длительное время существовавший формат традиционного очного обучения в наши дни активно дополняется различными дистанционными формами подачи учебных материалов, чему способствовали как возросшие технические возможности, так и эпидемиологическая ситуация.

Следует отметить, что дистанционные форматы обучения как нельзя лучше подходит для страны с столь обширной территорией. Практика показывает, что региональным специалистам, вне всяких сомнений, оказалось гораздо проще преодолеть несовпадение временных поясов, присоединяясь к числу дистанционных участников обучения, чем приезжать на длительное время для повышения квалификации в Москву.

В настоящее время Образовательным центром Даунсайд Ап разработаны и успешно используются различные форматы проведения лекционно-семинарских занятий, практикумов, супервизионных групп. Мы используем как дистанционное обучение, так и очную и смешанную формы. К очным форматам относится как проведение занятий с физическим присутствием участников, так и онлайн участие.

Независимо от используемого формата обучения, сохраняется главная цель: познакомить участников обучающих мероприятий с нужной информацией, причём дать им не только теоретические знания, но и сформировать у них компетенции, которые они смогут использовать в своей повседневной практике.

Для нас важно удовлетворить возросший спрос, не снижая качества преподавания. Сейчас мы можем сказать, что самыми востребованными являются курсы повышения квалификации, которые сочетают в себе очную и дистанционную части.

Здесь нам хотелось бы кратко поделиться своим опытом разработки и организации таких курсов, остановившись на самых важных моментах, которые будут полезны для тех, кто связан с обучением специалистов или планирует организовать такое обучение.

Алгоритм разработки обучающих курсов

Работа с запросом

Для определения тематики обучающих мероприятий, будь то курсы повышения квалификации или серии семинаров, вебинаров и так далее, проводится предварительная работа с запросом специалистов, планирующих принять участие в наших обучающих мероприятиях.

Запрос, поступивший от потенциальных участников наших обучающих мероприятий, безусловно представляет для нас важную информацию, которую мы обязательно принимаем к сведению. Однако наш многолетний опыт показывает, что достаточно часто специалисты не бывают знакомы с передовыми технологиями и, формулируя свой запрос, упускают из виду целый ряд необходимых аспектов работы, без которых предлагаемый к изучению учебный материал не позволит получить целостную картину. Например, в нашем случае весьма актуальным является необходимость знакомства специалистов (логопедов, педагогов-дефектологов) с работой по развитию речи наших подопечных, поскольку они сталкиваются с острой нехваткой информации по этой теме, а также не имеют практических навыков логопедической работы с детьми с синдромом Дауна.

Для примера, рассмотрим один из частых запросов, которые попадают к нам, когда слушатели хотят пройти обучение по теме «Формирование речи у детей раннего возраста». Именно так бывает сформулирован запрос и при этом чаще всего специалисты подразумевают классическую форму логопедических занятий и хотят познакомиться с конкретными методиками их традиционного проведения.

Откликаясь на такой запрос, мы исходим из того, что тема в этом случае будет оторвана от общего контекста развития ребёнка раннего возраста. Мы обязательно учитываем тот факт, что речь развивается в общении, и что в раннем возрасте общение малыша со взрослым происходит в процессе совместной деятельности. Таким образом получается, что нашей задачей в данном случае является ознакомление слушателей во-первых с общими закономерностями развития речи у детей раннего возраста, во-вторых - с особенностями развития речи у детей с синдромом Дауна. В-третьих нам необходимо вместе со слушателями рассмотреть, какая совместная деятельность ребенка со взрослым возможна в раннем возрасте,

и как именно в процессе их взаимодействия формируется общение и речь.

Таким образом, прослушав такой курс, слушатели получат возможность расширить свою компетентность, выйдя за пределы первично обозначенной темы, поскольку наряду с освещением запрашиваемых вопросов они смогут рассмотреть новые не знакомые для них ранее аспекты работы, связанные с вопросами, касающимися развития речи.

Оценка ресурсов обучающей организации

Проанализировав поступивший запрос и определив необходимый для обучения круг тем, которые сопутствуют, дополняют и составляют целостную картину обучения ребёнка необходимым навыкам, включая работу с его родителями, мы можем перейти к следующему этапу подготовки учебного курса. Этот этап связан с оценкой ресурсов, необходимых для его проведения.

Чтобы в полной мере откликнуться на запрос, поступивший от целевой группы, нужно чётко понять, какие ресурсы для этого имеются у организаторов, а какие необходимо привлечь дополнительно. Говоря о ресурсах, мы исходим из того, что разрабатываемый курс обеспечен необходимым для его проведения помещением и оборудованием для демонстрации учебных материалов: ноутбуками, проекторами, экраном и так далее.

Кроме этого, следует иметь в виду, что другой составляющей частью необходимых ресурсов являются те печатные и электронные материалы, которые будут дополнять и углублять предлагаемую тематику, которые, возможно, слушателям необходимо будет изучить самостоятельно или которые они смогут использовать после окончания обучения.

Очень важно заранее оценить, насколько необходимые информационно-методические материалы будут доступны для слушателей, какими информационными каналами они смогут воспользоваться, как именно и в какой форме смогут использовать их в процессе обучения и после его окончания. В нашем случае используется электронная библиотека, консультативный форум, вебинарные площадки, онлайн мастер-классы в ZOOM и так далее. Кроме того, мы используем и всю опубликованную нашей организацией литературу на бумажных носителях – книги, брошюры, журналы для родителей и специалистов.

Ну и самый важный момент - человеческие ресурсы, которые необходимы для разработки и проведения запланированного курса. Здесь есть три составляющие: административно-организационная часть, непосредственное проведение курса, то есть его преподавание, а также техническое сопровождение. Обратимся к опыту Образовательного центра Даунсайд Ап.

Административное сопровождение

Административное сопровождение процесса проведения обучающих мероприятий включает в себя весь комплекс оформления необходимой сопроводительной документации, а также информирование потенциальных участников обучения, формирование групп обучающихся, сбор документов от слушателей, отслеживание выполнения ими учебного плана, оформление и выдача сертификатов о повышении квалификации и так далее. Это достаточно большой объем работы, требующей времени, внимательности и тщательности. Кроме перечисленного, организационное сопровождение предполагает совместное с преподавательским составом составление и оформление учебных программ, а также их корректировку и обновление.

Проведение курса

Оценивая преподавательские ресурсы, которые нужны для проведения конкретного курса, мы в большинстве случаев исходим из возможностей привлечения для осуществления этой задачи сотрудников фонда, то есть тех, кто с одной стороны занимается практической работой, а с другой - имеет навыки разработки методических материалов и преподавания. В тех случаях, когда это нужно, полезно и рационально, мы подбираем приглашённых ведущих, которые подключаются к проведению того или иного курса в соответствии с их профессиональными компетенциями и темами, включёнными в процесс обучения.

Здесь важно уделить внимание решению вопросов об объёме рабочего времени, необходимого на участие в образовательном процессе. Сотрудникам, которые вовлекаются в него, необходимо время на разработку своей темы или нескольких тем, на участие в составлении учебных программ и подготовку нужных слушателям методических материалов, на просмотр и отбор видеоматериалов для лекционно-семинарских занятий, а также на непосредственное проведение учебных мероприятий. Количество рабочего времени, потраченного на подготовку и проведение лекционно-семинарских занятий зависит от новизны предлагаемого учебного материала, а также от объёма учебного времени, которое выделено для проведения тех или иных занятий.

Техническое сопровождение

В настоящее время уже сложно представить себе проведение обучения без использования медиаоборудования и возможностей Интернет. Важно, чтобы эта составляющая процесса обучения не вызывала затруднений при её эксплуатации, поэтому мы обязательно стараемся обеспечить процесс обучения техническим сопровождением. Сотрудники отдела информации, которые сопровождают учебный процесс, отвечают не только за нормальное функционирование ноутбуков, проекторов, микрофонов и другого необходимого оборудования, но и за работу через вебинарные площадки, платформы СДО, на которых размещаются дистанционные курсы, через интернет сервисы ZOOM, TEAMS, форумы, мессенджеры. В их обязанности входит отслеживание статистики подключений, просмотров и онлайн помощь слушателям, у которых в процессе проведения обучающих мероприятий возникают какие-то затруднения со связью.

Разработка курса

После того, как определились целевые группы, на которые будет рассчитан курс, выявлен и уточнён запрос, обозначена необходимая тематика и установлен примерный объем учебного времени, а также рассмотрены и спланированы ресурсные возможности, которые нужны для реализации предполагаемого курса, начинается период разработки учебного материала. Процесс разработки курса, его создания – это большой комплекс работ, начинающийся с составления плана раскрытия тематики, написания первого варианта программы и заканчивая утверждением итогового варианта учебной программы и её внедрением в практику обучения специалистов.

Объем учебных курсов может варьироваться и важно, чтобы у слушателей была возможность участвовать в отборе нужных им тем, соотнося необходимое для учёбы время со своими возможностями. С этой точки зрения удачным вариантом остаётся модульная система, которая достаточно давно используется при обучении.

Организаторам также стоит обратить внимание на то, что при разработке учебных программ необходимо позаботиться о включении в них не только теоретической, но и практической части, а также, возможно, самостоятельного изучения отдельных тем.

Курсы Образовательного центра Даунсайд Ап состоят из базовой и специализированной части, которая варьируется в зависимости от аудитории.

Базовая часть обязательна для изучения всеми слушателями, она содержит сведения, способствующие углублённому пониманию специализированной части.

Например, специалисты лучше поймут и усвоят методику формирования речевых навыков у детей с синдромом Дауна, если в базовой части присутствует, раскрывающий особенности их развития, то есть психофизический профиль/фенотип, а специфика обучения детей раннего возраста будет усвоена более полно, если слушатели в базовой части познакомятся с семейноориентированной моделью сопровождения и сенситивными этапами развития ребёнка.

В структуру курсов входят следующие виды обучения:

  • Самостоятельное дистанционное изучение разработанных специалистами Даунсайд Ап лекций и кратких курсов.
  • Непосредственное очное или онлайн участие в занятиях
  • Чтение дополнительной литературы.
  • Выполнение практических заданий.
  • Тестирование: промежуточное и завершающее.

Базовая часть остаётся более-менее стабильной, поэтому мы перекладываем её в дистанционные форматы и предлагаем слушателям самостоятельно изучить её и пройти контрольное тестирование. Успешное освоение базовой дистанционной части входит в общий зачёт. Поскольку речь идёт о дополнительном профессиональном обучении, важно выбрать оптимальный режим и продолжительность тех занятий, которые требуют личного участия группы обучающихся, чтобы все слушатели могли соотнести время обучения со своим рабочим графиком. В каких-то случаях, например, курс из пяти встреч целесообразно проводить ежедневно в течение недели, а в каких-то очные или онлайн лекционно-семинарские занятия могут проводиться по одному разу в неделю в течение месяца или двух.

Лекционно-семинарские занятия

Лекция традиционно подразумевает знакомство слушателей с преимущественно новым для них теоретическим материалом. Семинар же имеет более практический уклон, поскольку семинарское занятие опирается на опыт слушателей, оно, как правило, ориентировано на выполнение ими каких-то предложенных заданий и активное использование обратной связи.

Наш опыт обучения специалистов-практиков подсказывает, что успешнее всего оказывается использование формата интерактивного занятия, которое сочетает в себе черты как лекции, так и семинара. В этом случае наряду с теоретической информацией используется некая практическая, интерактивная часть, характерная для семинаров.

Рассмотрим это чуть подробнее.

Прежде всего важно строить подачу учебного материала так, чтобы занятие органично сочетало теоретическую и семинарскую части. Соотношение той и другой, то есть их объем, диктуется целями и задачами каждого конкретного занятия.

Если лекционная часть представляет собой последовательное устное систематическое изложение определённых информационных блоков, то практическая или семинарская часть направлена на углубление, закрепление и более полное усвоение того материала, в котором лекция ориентировала слушателей.

Лекционная часть не должна быть перегружена сведениями, терминологией, сложными схемами, статистическими данными и так далее, информация должна быть подана очень доступно, просто и понятно. Подготовка практической или семинарской части требует от преподавателя тщательного отбора учебного материала, причём очень важно, чтобы все рассматриваемые примеры или вопросы обязательно обладали практической значимостью для данной аудитории. Семинар – это своего рода творческая лаборатория, в которой знания, полученные в ходе теоретической части и в результате самостоятельной работы, расширяют и углубляют уже имеющийся у курсантов опыт, позволяют формировать у них практические компетенции, которые они смогут использовать в своей собственной практике.

Содержание практической или семинарской части определяется не только содержанием теоретической части и характером рекомендуемых литературных источников, но и уровнем подготовки слушателей данной группы, их специальностью, а кроме этого, необходимостью увязать теорию с опытом самих курсантов.

Изложение материала семинара характеризует лаконизм и логический анализ. Следует учитывать, что излишнее обилие используемых для демонстрации практических материалов недостаточно эффективно, если эта демонстрация не сопровождается совместным с участниками семинара обсуждением и разбором, поскольку эффективность семинарских занятий определяется как раз тем, что они проводятся в форме коллективного поиска ответов. Это требует умения преподавателя так организовать обсуждение, чтобы добиться интенсивного диалога со слушателями, который обязательно предполагает использование их опыта и умения самостоятельно работать с литературой и другими источниками. Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям практики и условиям профессиональной деятельности. Очень полезным бывает проведение лекционно-семинарских занятий, сопровождающихся обсуждением конкретных ситуаций, которое позволяет слушателям обратиться к собственному опыту и сопоставить его с тем, что им стало известно в процессе обучения, а также встроить полученные новые знания в те, которыми они уже вооружены, систематизировать их и принять участие в коллективном обсуждении проблемных ситуаций и путей их решения.

Диалог со слушателями во время семинарских или практических занятий предполагает возможность беседы преподавателя с аудиторией, где каждая сторона имеет возможность проявлять инициативу.

В случае физического присутствия слушателей на лекционно-семинарском занятии чаще всего происходит диалог, построенный на реагировании слушателей на слова и действия преподавателя.

При онлайн формате подачи учебного материала также важно не упускать из виду значимость диалога между преподавателем и аудиторией. В этом случае для эффективного усвоения материала проводится лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время есть различные возможности с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на заданный им вопрос. Целесообразно бывает задавать вопросы в начале и в конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если же число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель сообщает подготовленную информацию и в конце смыслового раздела задаёт слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала.

Конечно, слушатели не только отвечают преподавателю, но и сами имеют возможность задать вопросы. Для этого преподаватель выбирает удобные для него варианты обратной связи, которая и позволяет организовать лекцию-беседу. Здесь есть два достаточно традиционных варианта: слушатели могут задать вопросы по ходу изложения материала, или в конце лекционно-семинарского занятия выделяется время на своеобразную пресс-конференцию, когда преподаватель отвечает на интересующие слушателей вопросы.

Участникам онлайн обучения чаще всего предлагается писать вопросы в чате, и в этом случае необходимо предусмотреть для преподавателя возможность ознакомиться с ними, рассортировать их по смыслу, а затем приступать к ответам на них. Зачастую такое рассмотрение и систематизация заданных вопросов позволяет дать ответ в виде короткого дополнения рассматриваемой темы.

В завершение встречи полезно бывает сформулировать итоговую оценку заданных слушателями вопросов как отражения их знаний и интересов.

Порой слушатели могут задавать вопросы, требующие развёрнутых структурированных ответов. В этом случае может быть организована дополнительная встреча или групповая консультация, причём речь идёт, конечно, не о спонтанной консультации, а о продуманной и подготовленной консультативной встрече. Правильно подготовленная консультация по факту должна расширять и углублять содержание лекций и вебинаров, а не представлять собой отдельные ответы на вопросы. Поскольку она отражает тему, заявленную самими слушателями, мотивация у них высокая.

В целом ряде случаев для участия в проведении такого рода консультаций целесообразно бывает пригласить дополнительных специалистов. К примеру, в практике нашего Образовательного центра регулярно проводятся консультативные встречи по использованию цифрового «Дневника развития ребёнка раннего возраста», в процессе которых преподавателя сопровождает специалист отдела информации, который лучше может разъяснить и продемонстрировать технологию использования этого ресурса.

Естественно, в процессе таких консультаций предусмотрено активное участие слушателей. У них есть возможность, предварительно протестировав Дневник, задать дополнительные вопросы по созданию и реализации программы развития, которую можно составить при его использовании.

Ещё одной дополнительной формой обучения, которая подчас отлично раскрывает рассматриваемую тематику, являются мастер-классы. При использовании такого формата обучения, теоретическая часть сводится к минимуму, а практическая или семинарская часть наоборот увеличивается, расширяясь, например, за счёт предлагаемого слушателям практического занятия, в котором они принимают самое активное участие.

Программа учебного курса должна включать в себя следующие сведения:

  1. Название и характеристика программы с указанием ее цели, категорий слушателей, которым она предназначена, перечня совершенствуемых компетенций, соотнесённых с трудовыми навыками целевой аудитории, а также форм обучения, объёма учебного времени и режима занятий.
  2. Содержание программы учебного курса: тематический план, включающий перечень разделов и тем, учебного времени, отведённого для изучения каждой темы, видов учебных занятий (лекция, интерактивное занятие, занятие с использованием интернет-технологий и так далее) и форм контроля за усвоением учебного материала. В этот же раздел входит краткое изложение содержания включённой в программу тематики.
  3. Далее идёт раздел о том, какие формы аттестации будут применяться, а также представляются оценочные материалы. Сюда входит первичная (входная) анкета для слушателей, материалы для проведения промежуточного тестирования, сведения об итоговой аттестации и анкета обратной связи для слушателей.
  4. Четвёртый раздел учебной программы курса содержит сведения об организационно-педагогических условиях реализации программы: учебно-методическом обеспечении, литературе и интернет-ресурсах соответствующей тематики, краткие сведения о нормативно-правовом и материально-техническом обеспечении процесса реализации программы.

При подготовке содержательной части учебного курса необходимо соблюдение определённых требований, которые позволяют сделать обучение достаточно информативным, интересным и полезным с точки зрения применения полученных знаний и умений на практике. Здесь перечислены общие принципы разработки учебных материалов:

  • соблюдение нравственно – этических норм;
  • научность и информативность предлагаемого учебного материала, его соответствие современному научному уровню;
  • доказательность и аргументированность;
  • наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;
  • эмоциональность изложения материала;
  • нацеленность на активизацию мышления слушателей;
  • постановка вопросов для обсуждения и размышления;
  • чёткая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых содержательных компонентов;
  • акцентирование выводов, повторение их в различных формулировках;
  • изложение материала доступным и ясным языком, чёткое разъяснение новых для слушателей терминов, понятий, наименований;
  • использование видеоряда, иллюстрирующего тематику, а также аудио-, фото- и других наглядных и дидактических материалов.

Подготовка содержательной части каждой входящей в курс темы предполагает сбор и подготовку учебного материала, что требует немалого труда и временных затрат, поскольку кроме поиска, отбора и систематизации текстового материала, осуществляется подбор и монтаж соответствующего видеоряда, различных дидактических материалов и так далее.

Ориентируясь на заложенный в программу объем учебного времени, тему, состав будущей аудитории, преподавателю при подборе материала и составлении конспекта/ презентации необходимо соблюдать принцип экономного отбора. Не следует рассказывать слушателям все, что известно о каком-то явлении, событии, процессе. Наряду с основными необходимыми сведениями обязательно следует учитывать, что курс предполагает семинарскую или практическую часть, а также в целом ряде случаев самостоятельное знакомство с дополнительными источниками информации. Экономный отбор материала предполагает выделения главных положений и идей, которые не стоит загромождать слишком многочисленными примерами и излишним обилием доказательств, цитат, статистически данных и так далее.

Итогом разработки содержательной части является конспект/ презентация, раскрывающая обозначенную в программе тематику. Важным этапом обучения и, соответственно, составной частью каждого курса является тестирование - промежуточное и завершающее, которое может проводиться как в форме ответов на ряд тестовых вопросов так и в форме выполнения творческого задания, например, составления алгоритма одной из компетенций или программы развития ребёнка на основе проведённого во время обучения обследования. В первом случае слушателям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных, а во втором – предоставить итоговую работу и получить обратную связь от преподавателя, которая представляет собой краткую рецензию или комментарии к тексту.

Заключение

Предлагаемый выше алгоритм разработки учебного курса дает возможность делиться с коллегами своим наработанным опытом, который они могли бы ассимилировать, адаптировать для использования в их собственной практической деятельности и творчески развивать. Для успешного обучения современных специалистов недостаточно одного лишь теоретического знакомства с передовыми технологиями. Такие теоретические выкладки крайне важно дополнить опытом их применения и использования в тех или иных случаях.

С другой стороны, разработка содержания курсов и их преподавания, также очень важно рациональное сочетание новейших знаний и опыт их использования в своей практике. Именно это позволяет наладить продуктивный диалог со слушателями и сформировать у них устойчивые компетенции, которые они смогут активно применять в работе.